
Двухмоторный тяжелый истребитель, истебитель-бомбардировщик, ночной истребитель. Серийно строился в период с 1937 по 1945 год; в общей сложности выпущено 6170 машин разных модификаций.
В 1934 году Имперское Министерство авиации (RLM) выпустило спецификацию на двухдвигательный, трёхместный, вооружённый авиапушками и способный нести бомбовую нагрузку истребитель широкого применения. После рассмотрения проектов к постройке опытных образцов были допущены три фирмы: Bayerische Flugzeugwerke, Focke-Wulf и Henschel.
Проект Bayerische Flugzeugwerke осуществлялся под руководством Вилли Мессершмитта в 1934-1936 годах. Прототип Bf.110V1 впервые поднялся в воздух 12 мая 1936 года. В январе 1937 года прошли сравнительные испытания Focke-Wulf Fw 57, Henschel Hs 124 и Bf.110, по результатам которых последний был принят на вооружение и запущен в серийное производство.

Оборудование самолета в значительной степени определялось его назначением. На большинстве машин устанавливался комплект приборов для дальних полетов, в хвостовой части фюзеляжа монтировался дистанционный компас Патин с электрической подачей данных на указатель, а на приборной доске в кабине пилота размещался гирополукомпас Сперри. Стандартным оборудованием была радиостанция FuG 10 с коротковолновым и длинноволновым приемопередающими блоками, блоками радионавигации и слепой посадки.
Вооружение самолета определялось его назначением. Модификация ударного истребителя вооружалась четырьмя 7.92-мм пулеметами MG 17, двумя 20-мм пушками MG FF или MG 151/20 и одним подвижным 7.92-мм пулеметом MG 81Z или MG 15.
На некоторых модификациях Bf 110 четыре пулемета MG 17 заменялись двумя исключительно мощными 30-мм пушками МК 108, на других модификациях пулеметы сохранялись, по пушками МК 108 заменялись пушки MG FF.

Кроме встроенного вооружения Bf 110 мог нести и разнообразное подвесное вооружение. При использовании его в варианте истребителя-бомбардировщика это могли быть две бомбы массой до 1000 кг под фюзеляжем и еще четыре 50-кг бомбы под крылом. Иногда вместо бомбодержателей под фюзеляжем подвешивались контейнеры с двумя 20-мм пушками или одной 37-мм пушкой. Ночные истребители-перехватчики вооружались также четырьмя пусковыми установками 210-мм реактивных снарядов Wgr 21.

Несмотря на хорошие скоростные характеристики и мощное вооружение, Bf 110 оказался непригодным для выполнения боевых задач в качестве истребителя. По скороподъемности и маневренности он уступал всем основным истребителям противника, что было в основном обусловлено недостаточной для столь тяжелой машины мощностью двигателей.
Модификация Me-110 G.
Большие потери Bf 110, заставили командование Люфтваффе перенацелить их на ведение разведки, нанесение бомбовых ударов и дальний перехват бомбардировщиков противника. Однако с наибольшим успехом Bf 110 использовался как ночной истребитель-перехватчик ПВО - модификация G. К этому времени Bayerische Flugzeugwerke уже стали частью фирмы Messerschmitt и эту модификацию стали называть как Bf 110G, так и Me-110G. В носовой части фюзеляжа Bf 110 имелось достаточно места для размещения громоздкой аппаратуры радиолокатора, а возросшее из-за торчащих во все стороны антенн аэродинамическое сопротивление в какой-то степени компенсировалось увеличением мощности устанавливаемых на самолете двигателей. На модификацию G4 устанавливались радары FuG 202/220 Lichtenstein, характерные антенны которых в шутку называли "усами Лихтенштейна". Рабочее место оператора радара располагалось между местами летчика и стрелка.

Еще одна из модификаций ночного истребителя-перехватчика была вооружена двумя 30-мм пушками МК 108 в носовой части фюзеляжа и двумя пушками MG FF, установленными в задней части кабины для стрельбы вверх и вперед (схема Schräge Musik - Неправильная музыка). Эта модификация использовалась для атак соединений тяжелых бомбардировщиков союзников снизу. Прицеливание производил летчик через специальный прицел.

В качестве ночного истребителя-перехватчика Bf 110 оказался эффективнее не только переоборудованных в перехватчики бомбардировщиков Ju 88 и Do 217, но и новейших истребителей-перехватчиков Не 219. В начале 1944 г. в системе ПВО рейха использовалось 320 Bf 110 разных модификаций, что составляло около 60 % общего числа истребителей ПВО.
Ниже - фото Me-110 G4 из музея Королевских ВВС Британии.

Технические характеристики BF-110 G4:
Двигатели: 2 Daimler-Benz DB 601В-1
Мощность, л.с.: 2 х 1475
Максимальная скорость, км/ч
у земли 500
на высоте 550
Крейсерская скорость, км/ч 510
Практическая дальность, км
без баков 900
с двумя 900 л баками 2100
Максимальная скороподъемность, м/мин 660
Практический потолок, м 11000
Экипаж, чел 3
Вооружение: 2 пушки МК108 30 мм (135 снарядов на ствол), 2 пушки MG151 20 мм (300 снарядов на правую и 350 на левую), 7.92-мм пулемет MG81Z с 800 патронами.
Интересные факты
- Именно на Bf.110 10 мая 1941 года перелетел в Великобританию Рудольф Гесс.
- В марте 1940 года в числе других образцов немецкой авиационной техники в СССР было поставлено 5 самолётов Bf.110C, которые прошли всесторонние испытания в НИИ ВВС. Один из них в начале 1941 года эксплуатировался в 158 истребительном авиаполку ПВО.
- После начала войны из имевшихся Bf.110 была сформирована специальная эскадрилья для тайных операций, под командованием майора В. И. Хомякова, оснащённая немецкой техникой. В составе этой эскадрильи было 3 Bf.110C.
- В 1942 году один трофейный Bf.110D использовался для дальней разведки в 750 полку АДД (пока его не сбили свои же зенитчики).
- Кроме люфтваффе, самолёты Bf.110 поставлялись и союзникам Германии - Италии, Румынии и Венгрии.
- В 1944 году один из Bf.110 был подбит над Германией английским бомбардировщиком и совершил вынужденную посадку в Швейцарии. Чтобы секреты самолета, в частности, установка «Неправильная музыка» и радар, не попали в руки англичан, немцы договорились уничтожить самолет в Швейцарии, передав за это Швейцарии 12 самолетов Ме-109. Самолеты так и не были переданы Швейцарии и в 1951 Швейцария отсудила у фирм "Мессершмитт" и "Даймлер" за непоставленные Me-109 финансовую компенсацию.
Набор от Italeri.

Уровень сложности: Средний.
Пластик: Хорошее аккуратное литье.
Инструкция: Отличная, черно-белая по сборке, с цветными картинками ливрей.
Детализация: Очень неплохая. Прилагается пластинка с фототравлением для некоторых элементов - приборы, радиаторы, сетки, ремни, сиденье стрелка. Летчиков нет.
Сборка: Несложная по корпусу, но с нюансами шасси и радарные антенны собирать непросто.
Окраска: Четыре варианта окраски - три немецких и один венгерский. Решил попробовать немецкий вариант с камуфляжем мелкими пятнами произвольной формы. Трудоемко. Снизу самолет полностью черный, сверху комбинация серого и темно-серого.
Декали: Хорошие, качественные. Но хвостовые свастики политкорректно отсутствуют.
Цена: Около 1400 руб.
Итого.
Плюсы: Приятно собирается.
Минусы: Недешево. Усы радара хрупкие.
Что получилось:







