weblin (weblin) wrote,
weblin
weblin

MSD MM.406 Mörko-Morane. Масштаб 1/72

Финская модификация французского истребителя Morane-Saulnier 406.

morko-1

Когда в ноябре 1939 года началась "зимняя война" между СССР и Финляндией финские ВВС представляли собой не очень серьезную силу - самолетов было немного, да и молодостью они не отличались. Западные страны тогда поддержали Финляндию и оказали ей значительную техническую помощь. Большую часть техники в этой помощи составляли самолеты, в основном истребители: 30 Gloster Gladiator и 11 Hawker Hurricane из Англии, 44 американских Brewster 239 (Buffalo) и 35 итальянских Fiat G.50. Вкладом Франции в укрепление финской авиации стали 30 MS. 406.




Решение о посылке MS.406 французское правительство приняло в декабре 1939 года, самолеты пришлось разобрать, погрузить на транспорт и довезти до одного из шведских портов, выгрузить, собрать и облетать. В результате первые боевые вылеты были сделаны лишь в начале февраля. В спешке машины не успели перекрасить (они воевали в стандартном французском камуфляже) и вооружить до конца - на большинстве отсутствовала пушка. С двумя 7,5-мм пулеметами они, пожалуй, были самыми (или одними из самых) слабовооруженными истребителями периода второй мировой войны.

Еще французы столкнулись с отказами гидравлических и пневматических систем, ненадежной работой вооружения при низких температурах в основном на большой высоте, но в условиях суровой финской зимы эти трудности начинались уже на земле. Финские техники решили применить радикальные методы. Гидравлика и пневматика были частично заменены, частично продублированы электрическим или механическим приводом. У кресла пилота появилась бронеспинка. Телескопический прицел уступил место немецкому рефлекторному Revi, из Германии же получили и новое радиооборудование.

К лету 1941 года финские ВВС представляли собой чудовищный разнобой типов самолетов. Зимой 1942/43 года немцы прислали еще одну партию MS.406 (30 машин), и общее число MS.406, воевавших в Финляндии, достигло 87 штук.  Среди истребителей финских ВВС MS.406 выделялся тем, что был единственной пушечной машиной. Как ни парадоксально, возможно, именно это помешало ему добиться больших успехов в воздушных боях, поскольку для его пушки нашлась более важная задача - нарушать сообщение на мурманской железной дороге. Финны вели охоту на паровозы, тянувшие составы с ленд-лизовскими грузами.

Война в Карелии и Заполярье быстро приобрела позиционный характер, а линия фронта оставалась неизменной почти три года. Новая авиационная техника поступала сюда с большим опозданием; достаточно сказать, что в середине 1943 года еще вовсю воевали И-153. Поэтому финны вполне обходились тем антиквариатом, который имели вплоть до 1943 года, когда в воздухе начали появляться Ла-5 и лендлизовские P39 Airacobra. Противостоять этой новой технике финны уже не могли. Несмотря на поставки Bf 109G-2 (а позже и G-6), каждый истребитель был на вес золота; в отношении MS.406/410 предприняли попытку значительно улучшить их боевые характеристики.

Очевидной необходимостью являлась замена двигателя на более мощный. Тогда приняли решение оборудовать в опытном порядке один из "моранов" новым двигателем. Сначала финны попробовали приобрести в Германии двигатели Daimler-Benz, но получили очередной отказ. Тогда выбор был сделан в пользу трофейных советских М-105П. Хотя этот тип силовой установки имел меньшую мощность, советский мотор был развитием М-100, являвшимся копией французского Hispano-Suiza 12Y (который использовался на MS. 406), что значительно упрощало его установку на истребитель. Тем не менее, в конструкцию "морана" пришлось внести несколько значительных изменений. Из-за большей мощности М-105П финские инженеры разработали абсолютно новый мотокапот и воздухозабоники масло- и водорадиаторов, которые теперь имели только фиксированное положение. Французский винт Ratier заменили на советский ВИШ-61П. Вооружение тоже значительно отличалось по составу. Вместо 20-мм мотор-пушки HS 404 хотели установить немецкую MG 151\20, с успехом применявшуюся на истребителях Bf.109 и FW.190, но немцы и в этот раз подвели своего союзника. В качестве разумной замены использовали советские крупнокалиберные пулеметы БК, закупку которых произвели у немцев (и тем же способом, что и моторы).

Работы по модернизации проводились с августа 1942 г. Обновлённый самолёт показал максимальную скорость 523 км\ч - на 40 км\ч больше, чем у оригинального MS.406C1. Скороподъёмность у земли возросла до 25 м\с, а практический потолок до 12000 метров. Истребитель получил новое обозначение MM.406 и полуофициальное имя "Mörko-Morane" ("mörko" можно перевести с финского как "призрак" или "оборотень", в зависимости от контекста).

Получив столь обнадёживающие ТТХ финское командование ВВС распорядилось начать модернизацию всех имеющихся "моранов" по образцу MS-631, намереваясь через год завершить этот процесс. На деле всё оказалось гораздо сложнее. Переделка MS.406 проходила слишком медленными темпами, так что к началу советского наступления, проведенного в июле 1944 г., удалось ввести в строй не более десяти самолётов.

К апрелю 1945 г., когда война на финской территории была закончена, переоснащение "моранов" советскими двигателями и вооружением всё ещё продолжалось. Окончательно процесс модернизации завершился уже после войны, после чего ММ.406 и MS.406 перевели во вторую линию и окончательно списали в период с 11 по 15 сентября 1948 г.

Набор от MSD.

MM_7238

Уровень сложности: По идее легкий, но на практике...
Пластик: Страшненькое литье, много облоя, пластик разного цвета, серый и бежевый. Полная иллюзия, что пресс-формам лет сто. Прозрачная деталь всего одна, нормального качества.
Инструкция: Один листок. Понять можно, но вобщем плохо..
Детализация: Низкая. Кокпит почти пустой, но с летчиком наружные детали практически отсутствуют или упрощены до безобразия.
Сборка: Надфили, надфили и еще раз надфили. В целом все собирается вроде бы просто, но добрая половина деталей нуждается в подгонке надфилем.
Окраска: Простая.
Сверху: Звезда акрил 35 (зеленый) и Звезда акрил 20 (черный).
Снизу - Звезда акрил 23 (голубой авиационный),
зеленый интеръерный (Звезда мастер-акрил 21) - кокпит,
черный Gunze H77 Tire Black - шины,
кожа (Звезда акрил 27),
вороненая сталь Звезда акрил 08 - оружие,
серый Звезда  мастер-акрил 31 - детали шасси.
Лак: глянцевый (Звезда акрил 62) - перед нанесением декалей,
матовый (Звезда акрил 61) - после декалей.
Декали: очень непрочные, рвутся от малейшего перегиба. В итоге декали с опознавательными знаками пришлось подкрашивать, а декали с номерами порвались до невозможности - пришлось удалить. Интересно, что финские свастики на декалях присуствуют полностью, в отличие от немецких, которых либо нет совсем на декалях, либо они порезаны на 2-4 части.
Итого.
Плюсы: цена - 314 рублей.
Минусы: никакая детализация, расшивки почти не видно, заметные отклонения от оригинала, много ручной доводки, пересохшие декали.

Что получилось:


MM_DSC02855
MM_DSC02857
MM_DSC02858
MM_DSC02859
MM_DSC02861





Tags: #airplane, #fighter, #finland, #france, #model, #morane, #saulnier, #истребитель, #модель, #моран, #самолет, #солнье, #финляндия, #франция
Subscribe

Posts from This Journal “#model” Tag

  • Grumman TBF Avenger. Моделист. Масштаб 1/72

    Самый массовый американский бомбардировщик-торпедоносец Второй мировой войны, с 1942 по 1945 год в общей сложности выпущено 9879 машин разных…

  • Messerschmitt BF-110 "Zerstörer". Italeri. Масштаб 1/72

    Двухмоторный тяжелый истребитель, истебитель-бомбардировщик, ночной истребитель. Серийно строился в период с 1937 по 1945 год; в общей сложности…

  • Bréguet 693 "Guppi". Smer, масштаб 1/72

    Французский двухмоторный штурмовик. Серийно строился в период с мая 1939 года по июнь 1940 года; в общей сложности, учитывая модификации 690, 691,…

  • Поликарпов И-185, Макет (MSD), 1/72

    Самолет И-185 был возможно самым лучшим советским самолетом-истребителем Второй мировой войны - по простоте в управлении, скорости, маневру,…

  • Восточный экспресс. Messerschmitt Me-163 "Komet". Масштаб 1/72

    Первый серийный реактивный ракетный истребитель-перехватчик Me-163 "Комета". Выпущено около 300 штук. Ракетный – использующий в…

  • Звезда. Junkers Ju-87 "Stuka". Масштаб 1/72

    Пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87 является, пожалуй, таким же символом Второй мировой войны, как и танк Т-34, штурмовик Ил-2 или…

  • ICM. Поликарпов И-153 "Чайка". Масштаб 1/72

    Советский истребитель предвоенного периода. Всего в 1939-41 гг. произведено 3437 единиц. Истребитель-биплан (иногда его называют полутораплан -…

  • Звезда. Bell P-39N Airacobra. Масштаб 1/72

    Белл P-39 Аэрокобра — американский истребитель, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией (двигатель располагался сзади кабины…

  • Italeri. Douglas DC-3 Swissair. Масштаб 1/72

    Douglas DC-3 - один из самых значительных самолетов в истории транспортной и пассажирской авиации. Всего было выпущено более 16 тысяч штук (с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments